Главная Интервью Интервью и мастер-класс Томми Эммануэля

Интервью и мастер-класс Томми Эммануэля

В 2011 году Томми Эммануэль приезжал в Россию не один, а с полноценной группой. Тур назывался «Electric & Acoustic» и, как можно догадаться из названия, концерты совмещали в себе уже ставшую традиционной «акустическую» программу и «электрическую» (на электрогитаре), с которой Томми когда-то начинал карьеру на рок-сцене.

Тогда, за кулисами московского концерта, Томми дал небольшое интервью и импровизированный мастер-класс для проекта Guitar College. Как известно, уроки настоящего мастера не стареют, поэтому мы публикуем этот материал и у нас на сайте.

Виктория Мерзлякова специально для «Guitar College». Москва, 9 апреля 2011
(орфография и пунктуация автора сохранена — прим. tommyemmanuel.ru)

Концерты Томми Эммануэля в Москве — настоящий праздник для сотен любителей и ценителей гитарной музыки. Для студентов «Guitar College» это еще и уникальная возможность получить своеобразный мастер-класс от одного из лучших акустических гитаристов мира, вживую увидеть и услышать, какие безграничные возможности есть у инструмента, когда он попадает в руки к настоящему мастеру.

Томми Эммануэль — мировая звезда первой величины, неоднократный лауреат премии Grammy, обладатель титулов «Лучший гитарист», присвоенных ему самыми авторитетными изданиями и жюри. В Москву Томми заехал на два вечера, в ходе всемирного гастрольного тура с программой «Acoustic & Electric».

Несмотря на то, что времени на общение в прессой, поклонниками, коллегами катастрофически не хватало, для нас Томми сделал исключение и нашел в плотном графике предконцертной подготовки возможность для встречи. В ходе интервью нам удалось записать уникальный материал — настоящий импровизированный мастер-класс от Томми Эммануэля для студентов «Guitar College».

Мы встретились в день концерта. Пока зрители только-только начали собираться в фойе Московского Международного Дома Музыки, нам представилась возможность немного поговорить. В общении mr. Emmanuel оказался очень обаятельным, веселым и легким собеседником. Смайлики в тексте вряд ли увенчают успехом попытку передать удивительную атмосферу встречи, но попробуют выразить общий эмоциональный настрой :)

Поскольку времени очень мало, задам сразу главный вопрос: в чем секрет магического звука Вашей гитары? Как Вы достигаете такого чистого звука?
Практикой! :))

Исчерпывающий ответ :) и все же, расскажите немного об инструменте, какие примочки используете?
А, Вы про это. Что ж, тут никаких секретов нет. Все очень просто, сейчас я покажу Вам (берет гитару): на этой гитаре стоит звукосниматель, внутри микрофон. А здесь регулировки громкости, басов, высоких, средних и микрофона, громкость которого я могу контролировать отдельно. Затем я беру эту резиновую заглушку и вставляю ее в резонаторное отверстие. И после этого я могу врубить звук на полную мощность. Вы будете слышать все звуки предельно четко. Когда я играю, я стараюсь играть очень чисто, чтобы мелодия имела собственный голос.

Когда я смотрела Ваши видео, всегда было интересно, а что будет, если достать эту заглушку?
УУУУУУУАААА, очень громкий feedback :)) Не забывайте, я ведь сказал, что врубаю микрофон на полную, так громко, как только возможно.

Еще о Ваших видео: когда смотришь записи с концертов, кажется, что Вы используете толстые струны — не меньше 12-х, при этом Вы так лихо управляетесь с бэндами! У Вас разные струны для разных случаев, и Вы быстро меняете гитары в зависимости от композиции, или мы ошибались насчет толщины?
Я играю на 12х-54х — но ведь это ж тонкие струны! :)) Я с легкостью могу тянуть любые бэнды. Вот смотрите (играет). Никаких более тонких струн я не использую. Удивлены? Если Вам кажется, что это трудно — больше тренируйте кисти рук.

А сколько гитар Вы постоянно возите с собой?
Сегодня в планах поиграть и на акустике, и на электрогитаре, поэтому у меня с собой пять инструментов. У меня все те же электрогитары, что и много лет назад. Вот, например, старый добрый Fender. Я очень дорожу этой гитарой. Когда я выступаю соло с акустической программой — вожу с собой три гитары: эту (на который я Вам сейчас играл), еще одну такую же, но с другим строем. А третья немного другого типа, со стандартным строем, пониженным на полтора тона. Это дает свою окраску, я получаю особенный глубокий звук.

Когда видишь Вашу гитару, становится сразу ясно, что она с Вами давно)) Это Ваша любимая? Судя по ее виду, она служит Вам не первый десяток лет)))
Так и есть)). Ей много-много лет. К тому же я играю на ней с помощью барабанной щетки, так что ей достается. Когда я играю на гитаре техникой перкашн, я имитирую партию ударных. Вот например: правой рукой я играю четверки: раз, два, три, четыре… Левой рукой я играю тройки: раз, два, три. Совмещаем. Добавлю аккордов — как будто у меня звучат три тома. Все зависит от воображения. Это просто!

Расскажите немного о сегодняшнем Вашем концерте. Кажется, Вы впервые приезжаете в Москву с группой?
Да, это действительно так. Музыканты, которые сегодня выступят со мной, впервые приехали в Россию. Для них это первый большой серьезный тур за пределами Австралии. Сегодня мы представим новую программу «Electric & Acoustic», с которой запланированы концерты по всей Европе, а затем в Америке. Это большое турне в поддержку моего двойного альбома «Little By Little», вышедшего в прошлом году.

Томми, У Вас абсолютный музыкальный слух?
Меня не раз спрашивали об этом, и я никогда не знаю, что ответить. Что значит абсолютный музыкальный слух? — Если я слышу песню, я понимаю, в какой она тональности. Когда я слышу «Beatles» «Yesterday» я знаю, что это Фа. (Поет) Ха-ха, голос — сел. Даже если я не могу спеть, я знаю какие ноты там звучат)) А вот что действительно важно для создания музыки — это писать песни. Сейчас объясню, что я имею в виду: когда я сочиняю произведение для гитары, я думаю о нем как о песне, не продумываю сразу детально всю гитарную партию, а представляю, как бы звучала композиция, если бы ее исполнял певец. Очень важно получить хорошую мелодию. Вот тут действительно есть секрет.

В чем Вы находите вдохновение для новых песен, может быть в традиционной австралийской культуре, ее мифах и легендах, а может быть в классическом искусстве? Или идеи для новых композиций берутся всегда из личного опыта, переживаний, впечатлений?
Чем бы ни была навеяна та или иная песня, каждая композиция — очень личная. Это мой опыт, точно вы сказали, так и есть. Многое рождается в путешествиях, так «Mombasa» я написал в Момбасе, когда был в Кении. Знаете, Африка произвела на меня колоссальное впечатление.

Для создания новой композиции Вам нужна какая-то особая обстановка?
Нет, я сочиняю музыку везде, где застигнет вдохновение: пишу в поездах, автобусах, аэропортах, в гримерках или отеле.

Одна из моих любимых вещей «Questions» — в одном Вашем интервью читала, что Вы сочинили ее очень быстро, буквально за один раз сыграли от начала до конца и больше не меняли, а вот записывалась она долго, Вы ее даже откладывали на некоторое время…
Спасибо, я рад слышать, что «Questions» Ваша любимая вещь. Эта композиция связанна для меня с замечательным периодом в жизни, это очень важные и прекрасные чувства, я хотел их запечатлеть. Да, с каждой мелодией складывается по-своему, иногда я записываю с первого раза, но бывает, что прослушав, мне что-то не нравится, тогда я часто просто откладываю вещь на другой случай — пусть дозреет. Знаете, «Questions» — песня, которая сама пришла ко мне. Я не искал, не пытался что-то нащупать — мелодия просто появилась сама собой, мне оставалось только ее выразить. Главное, чтобы в такой момент гитара была под рукой ))

Расскажите немного о Ваших фирменных флажолетах? (вставка видео)
Любовь к флажолетам (harmonics) у меня от Чета Аткинса. Давайте я покажу Вам небольшой пример. Итак, что я делаю — большим пальцем с помощью медиатора я играю флажолеты. А остальными пальцами играю открытые струны. Теперь берем аккорд D9 и играем в последовательности: 4-я, 6-я, 3-я, 5-я, 2-я, 4-я, 1-я, 3-я. Если я хочу немного разнообразить, я могу добавить хаммер. Попробуйте так попрактиковаться.

Когда магия так близко — это невероятно!
О, гитара — удивительный инструмент, так много способов извлечь красивый звук!

Часто от студентов, сталкивающихся с трудностями при изучении музыкальной теории, можно услышать сомнения в необходимости получения серьезного музыкального образования. Ключевой аргумент: вот, мол, есть великолепные гитаристы, которые и нот не знают. А сам Томми Эммануэль, университет не заканчивал, а один из лучших гитаристов мира и носит титул certified guitar player.
Да, у меня нет, как Вы говорите, фундаментального высшего образования. Но я занимался самообразованием всю свою жизнь. Профессиональная школа может помочь систематизировать знания, сэкономить тебе время. А я слушал каждого гитариста, каждого пианиста, каждого саксофониста, певца, композитора, когда только представлялась такая возможность. Я и сейчас постоянно учусь новому. Так что мой главный совет — никогда не останавливаться, быть открытым новому, и больше практиковаться. Тогда все получится!

Томми, еще раз спасибо, что нашли время и согласились встретиться, несмотря на такой плотный рабочий график. Мы восхищаемся Вашим искусством, Вы настоящий Паганини гитары!
Оу! Аха-ха! Нет, что Вы — я простой деревенский парень! И Вам спасибо, получайте удовольствие от музыки!

Импровизированный мастер-класс от Томми Эммануэля для студентов «Guitar College»



Опубликовано